Развитие без границ
8 (800) 500-39-79
Звонок по России бесплатно
18.05.2018
Поделиться: 5
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Одноклассники
  • Telegram
55954

Если ребенок левша

Каждый ребёнок индивидуален. Один хорошо рисует, другой играет на музыкальном инструменте, а у третьего – большие успехи в спорте. Но иногда детей отличают не только интеллектуальные и творческие способности, но и физиологические. Если ваш ребёнок оказался левшой, не стоит волноваться и переживать. Лучше узнайте, почему так вышло и что с этим делать.

Как известно, каждое из двух полушарий мозга ответственно за определенные способности и таланты человека. Механизм взаимодействия с телом у них перекрёстный. У человека доминирует левое полушарие, если он пользуется преимущественно правой рукой. Способность же писать левой – обусловливается доминированием правого полушария мозга. Таких людей обычно называют «нестандартно мыслящими», многие из них талантливые, неординарные личности.

Физиология леворуких людей

Леворукость – это когда человек активнее пользуется левой рукой, нежели правой. Это связано с определёнными характеристиками головного мозга. Пока ребёнок не ходит в школу, сложно определить, какая рука у него преобладает, потому что структуры мозга создаются неравномерно. Когда малышу исполняется 5 лет, у него формируется правое полушарие. Оно отвечает за фантазию, воображение, образное мышление, интуицию, творческие способности. К тому же, оно контролирует левую половину организма. 

Левое полушарие формируется к 8-12 годам. Оно контролирует логику, речь, письмо, аналитические способности, математические символы. Переплетение нервных клеток, которое называется мозолистым телом, создаётся ещё дольше. Оно ответственно за взаимосвязь между двумя полушариями.

Родители должны понять: их ребёнок – левша или правша? Сделать это несложно: попросите малыша попрыгать на одной ноге, предложите пожать руку или нарисовать дерево. Более точно определить, какое полушарие доминирует, можно ближе к 5 годам, когда ребёнок использует одну из рук как основную.

Кстати сказать, левшей на планете около 15%, то есть каждый 7 из нас. Еще в прошлом веке жить таким людям было сложно. Тогда общество требовало стандартности, следованию общепринятым правилам. Если человек чем-то выделялся – его угнетали, клеймили «белой вороной». Известны случаи, когда детям-левшам привязывали левую руку к туловищу, чтобы ребёнок «учился» пользоваться только правой. Зашивали левые карманы одежды. Непохожесть порождала миллионы комплексов. Все это негативно сказывалось на психике: у детей-левшей начинались неврозы, раздражительность, беспокойный сон.

В современном мире леворукость не считается пороком или недостатком, требующим коррекции. Люди не так часто обращают внимание на особенности левшей. Даже наоборот: маленькая особенность превращается в достоинство, как необычный цвет волос, веснушки или природная гибкость.  

ребенок левша

Причины леворукости

  • Тяжёлая беременность. Постоянные нервы, неправильный образ жизни, курение, алкоголь, гипоксия плода, сложные роды – всё это может привести к перестройке полушарий мозга младенца.
  • Генетика. Специфическая организация мозга и леворукость могут передаваться по наследству.
  • Травма черепа. После падения или болезней левое полушарие иногда не может играть ведущую роль.
  • Подражание родителям. Ребёнок всё своё детство копирует поведение взрослых – их мимику, жесты, слова, действия. Если в семье кто-то пишет левой рукой, малыша это может заинтересовать, и он сам станет работать левой.
  • Серьёзное повреждение правой руки. Если правая рука ребёнка на полгода и более уложена в гипс, то ему, волей-неволей, приходится работать левой.

особенности леворуких детей

Особенности обучения письму ребёнка-левши

У ребёнка-левши свои особенности развития, поэтому необходимо помнить о них, когда малыш начнет учиться писать. В дошкольном учреждении и в начальных классах родители, воспитатели и учителя обязаны знать, как научить писать левшу. В этом случае нужно применять специальные пособия по развитию такого малыша.

Пока ребёнок осваивает азбуку, задания и занятия для него будут отличаться от заданий для правши. Это касается посадки за столом, положения тетради и учебника, написания букв, удержания ручки и карандаша, направления света от лампы.

Не нужно отдавать ребёнка в специальные группы для детей-левшей. Ведь самое главное – это научиться жить в мире, где правши составляют большинство, а не научиться красиво писать.

  • Если в детском саду или классе дети сидят за столом по двое, то попросите, чтобы ребёнка посадили слева. Тогда он не будет мешать своему соседу.
  • Пока у малыша формируется почерк, у него может быть обратный или прямой наклон, буквы могут прерываться, почерк искажаться.
  • Научите ребёнка правильно держать пишущий предмет и не смазывать написанное ладонью.
  • Чтобы ребёнок справился с написанием похожих друг на друга букв, используйте яркие пособия и образы, которые он запомнит.
  • Не нужно ругать малыша за то, что он путает буквы и пишет в разные стороны Э и С.

ребенок левша особенности развития

Развитие двигательных навыков

Развивая мелкую моторику рук, нужно учитывать особенности обучения левшей. Начать развивать двигательные действия нужно с простых упражнений, постепенно переходя к сложным. Когда ребёнок сможет усвоить каждое задание, можно соединить их. Помогите ребёнку осваивать бытовые предметы: ножницы, мышку для компьютера.

Воспитание детей с разными доминирующими полушариями ничем не отличается. Но нужно учитывать особенности левшей. Принимая во внимание, что люди с развитым правым полушарием более творческие и эмоциональные, родителям левшей психологи рекомендуют:

  • не акцентировать внимание, что у вас левша, не вселять в голову малыша мысль, что с ним что-то не так;
  • поощрять и развивать творческие способности;
  • не пытаться насильно переучивать ребёнка пользоваться правой рукой – это негативно скажется на психике, малыш станет рассеянным и раздражительным;
  • поощрять, когда ребёнок сам проявляет желание использовать обе руки: универсальный навык обязательно пригодится в жизни;
  • правильно организовать рабочее место школьника, чтобы свет на рабочий стол падал справа, показать, как правильно наклонить тетрадь;
  • предупредить учителя в школе об особенности ребёнка, сообщить, что ожидаете лояльного отношения к нему со стороны учебного заведения;
  • помочь ребёнку адаптироваться к миру, где большинство – правши: купить ножницы, компьютерную мышь и другие предметы, сделанные специально для левшей.

Поддерживайте ребёнка во всех его начинаниях. Учитывайте особенности развития левшей. Они не такие, как все – этим и уникальны!